ЗАХАРОВ А.Н.
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ЗАГАДОК
ЛЕНИНГРАД 1990 Г.
n1. Загадки в нашей жизни. Роль загадок в занятиях с детьми.
Загадки любят все. Особенно , конечно, дети. Прежде всего, любят загадывать. Причина - интересно поставить " в тупик" товарища, а нередко - и взрослого. Детям просто нео- бычно видеть, что родитель или воспитатель что-то не знает ! "Как же это ? Папа не знает !". Восторг пополам с некоторым страхом и изумлением ... "Не знает !". И блестят хитрые гла- за - вот она, откадка, такая простая ... Любят отгадывать. Может быть, дети где-то чувстуют, что отгадывание загадок - это суть жизни человека. Сначала игра, потом жизнь. А об успехе загадок говорит игра "Что? Где? Когда?", обоюдные каверзы студентов в КВН'е, родившееся на наших гла- зах капитал-шоу "Поле-чудес", всевозможные конкурсы и викто- рины. Чуть не забыл детективный жанр. Там-то сплошь загадки. Естественно, что загадки - прекрасный материал для пе- дагога. В занимательной форме дети получают знания: - о предметах и их связях в живой и неживой природе: морковь-"красна-девица", растет в земле - "сидит в темнице", а ботва над землей - "коса на улице"; - об аналогиях: очень большое небо - "поле не мерено", боль- шое количество звезд - "овцы не считаны", месяц - "пастух рогат"; - о функциях вещей: книга - рассказывает, часы - показывают время; - о характере процессов и последовательности явлений: "На болоте родился, три раза крестился, никому не покорился, Ге- роем оборотился" - Ленинград. Похоже, что проблемное обучение - по сути, это обучение на загадках ! Поставим в трудное положение, заставим заду- маться ... А откуда берутся загадки ? Как они попали в детские книжки, в конспекты педагогов ? Как хотелось бы самому сочи- нять их. Ведь мир вещей расширяется буквально с каждым днем. Вокруг нас персональные компьютеры и ведеомагнитофоны, лазе- ры и космические станции, роботы. Рождаются новые обществен- ные движения, рождается новое государство. Когда-то сочи- нятся про это все загадки ?! Способ нужен сегодня, сейчас, вчера !
п2. Существующие способы создания загадок.
Старинные загадки стали частью фольклора, устного на- родного творчества. И тут мы сильно не погрешим против исти- ны, если предположим, что загадки создавались испытанным ве- ками способом - методом проб и ошибок (МПИО). Так, загадки тесно смыкались с творчеством скоморохов, часто использовавших иносказания. Острый глаз помогал подме- тить явление в мире вещей и процессов, а острый язык - это выразить в нескольких емких словах-образах. А дело слушателя - догадаться, о чем или о ком идет речь ... И отбирались загадки временем, проверялись на выживае- мость. "Четыре братца под одной крышей стоят", "Два брюшка, четыре ушка", - кто скажет, из какого времени пришли к нам эти загадки ? Писатели-переводчики дарят нам загадки других народов. Хорошо известны загадки в переводах К.Чуковского, С.Маршака.
"Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей ..." /Губы и зубы во рту/.
"Шалтай-Болтай сидел на стене ..." / Яйцо/
"Был белый дом, чудесный дом, Но что-то застучало в нем ..." /Яйцо/
Это образы англо-американских загадок из сборника "Сказки Матушки Гусыни". Загадки сегодняшнего дня приходят к нам в журналах "Мурзилка" и "Веселые картинки", в стихах детских поэтов.
"Я горячее храню, и холодное храню. Я и печь, и холодильник вам в походе заменю" /Термос/
"По небу ходит маляр без кистей. Краской коричневой красит людей". /Солнце/
"Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает". /Свеча/
"На железной клумбе цветы голубые, Помогают стряпать кушанья любые". /Газовая плита/
"В нашей кухне круглый год Дед Мороз в шкафу живет". /Холодильник/
Судя по выбору тем-объектов и отсутсвию каких-либо ре- комендаций, можно сделать вывод, что и в настоящее время за- гадки создаются все тем же методом проб и ошибок. И остается уповать на то, что кто-то вновь подметит острым глазом и вы- разит острым, запоминающимся словом новые вещи и явления на- шего быстро меняющегося мира.
п3. Критика существующих способов создания загадок.
1. Бесплановость в работе создания загадок.
Создание загадок - творческий процесс. А широко расп- ространено мнение, что творчество принципиально непланируе- мо. Вот придет вдохновение, тогда ...
2. Случайность выбора объектов загадок.
Объектами загадок становятся чаще всего предметы обихо- да, природные явления, школа и ее атрибуты, игрушки, техни- ка. Но так отстают современные загадки от сегодняшнего мира вещей и явлений !
3. Узок круг объектов загадок.
Даже после выбора объекта фантазия не идет дальше нескольких предметов этого круга: - мебель (стол, стул); - овощи (капуста, лук, морковь); - транспорт (автомобиль, паровоз, самолет); - природные явления (дождь, радуга, снег, ветер); - школа (мел, доска, звонок).
4. Отсутствие системы в выборе качеств (действий) объектов загадок.
Какие элементы объекта взять для составления загадки, какие его действия описать в завуалированной форме ? Ответ существующие методы не дают, вся надежда на фантазию.
5. Невозможность научить любого человека "конструированию" загадок. Упование на интуицию и фантазию, озарение, напрочь от- вергают возможность обучения этому искусству. Есть талант - будешь создавать загадки, нет - извини ...
п4. Требования к способу создания загадок.
Основные требования к способу создания загадок вытекают из предыдущего раздела с критическими замечаниями. Естест- венно, что способ должен обеспечить : - возможность плановой работы по созданию загадок. Конечно, вдохновение - вещь хорошая, но метод должен обеспечить соз- дание 5-ти загадок в час. Шутка, но все же ... - направленный выбор объектов загадок. Например, представили себе комнату, и об всех предметах (на потолке, стенах, полу, у стен) создали загадки. - расширение круга объектов загадок. Этот пункт тесно смыка- ется с предыдущим. Ну, куда входит комната ? В квартиру. И теперь квартира - объект загадки. - выбор всех атрибутов (характеристик) объектов. Любой объ- ект состоит из элементов, которые как-то между собой связа- ны, выполняют какие-то функции; объект как-то развивается во времени. Именно это и берем. - возможность научить любого человека "конструировать" за- гадки. Уже предыдущие пункты показывают, что их реализация похожа на метод-способ : берем объект с его окружением, пристально изучим его элементный состав, связи, функции, историю. И опишем простыми словами. Заготовка загадки гото- ва. Ну, можно этому научиться ? Думаю, да.
n5. Что есть для разработки способа создания загадок ?
1. Алгоритм создания загадок , предложенный в мае 1989 года слушателем НУНТТ-а Шамовым А. ------------------¬ ¦ Объект загадки ¦ L--------T--------- -------------+--------------¬ ¦ Стуктурный анализ объекта ¦ L------------T--------------- ------------+-------------¬ ¦ Функциональный анализ ¦ ¦ объекта и его элементов ¦ L-----------T-------------- * *** ** ** *Есть ли* Нет *сходный O* Да -<-----------------*со сходными*--------------¬ --------+--------¬ *функциями* -------+------¬ ¦ Описание через ¦ ** ? ** ¦Отрицательное¦ ¦ функции ¦ ** ** ¦ сравнение ¦ L-------T--------- * L------T------- ¦ ¦ L------------------------T--------------------- ------+------¬ ¦ Композиция ¦ L-----T------- -------------+------------¬ ¦ Ритмическая организация ¦ L------------T------------- -----+----¬ ¦ Загадка ¦ где O - объект L---------- Пример работы по предложенному алгоритму: а) выбираем объект - очки ; б) очки состоят из: - стекол - оправы ( металлической или пластмассовой ) в) стекла исправляют дефект зрения (глаза), оправа удерживает очки перед глазами; г) сходный объект - окно, витрина;
И сразу появились два варианта загадки :
Немного стекляшек, Пластмассы немножко. И вот уж готово Для стекол окошко.
Вы бывали в магазине ? Что такое глаз в витрине ?
Правда, здесь при наличии сходного объекта использовано не отрицательное сравнение типа "есть стекло и рамка, но не окно", а положительное сравнение "окно для глаза". Аналогич- но использован сходный объект - витрина.
Полученные загадки показали возможность использования алгоритма. Но в алгоритме есть и недостатки : - использован только структурный, а правильнее сказать, эле- ментный анализ объекта и функциональный анализ; - указанные операции идут последовательно; - предлагается при отсутствии сходного объекта давать описа- ние объекта загадки через его функции; - предлагается при наличии сходного объекта давать описание объекта через отрицательное сравнение.
2. Для разработки уточненного алгоритма создания загадок воспользовались опытом создания АРИЗ : - сбор и обработка информационного фонда; - выявление закономерностей; - формализация.
п.6 Процесс разработки уточненного алгоритма создания зага- док.
1. В качестве информационного фонда использован сборник за- гадок для детей (Н>Н>Понамарева), Загадки из книги "Сказки Матушки Гусыни" и др. 2. Загадки из ИФ "пропущены через алгоритм Шамова А., что помогло выявить недостатки алгоритма. Недостатки указаны в предыдущем разделе. 3. Использован опыт работы по проведению ФСА: предлагается сделать параллельный анализ: - элементный; - структурный; - функциональный; - параметрический; - генетический. 4. Получена развернутая схема алгоритма, причем схема доста- точно сложна для работы. 5. Произведено свертывание схемы. В этом варианте она приоб- рела вид (см рис 2). 6. Проверка схемы с помощью создания загадок.
Блок-схема алгоритма создания загадок
-----------------¬ -------------¬ ¦ Объект загадки ¦ ¦ Надсистема ¦ ¦ О1 ¦ ¦ объекта ¦ L--------T-------- L-----T------- ---------+-------¬ ¦ ¦ _____ анализ *)¦<---------- L--------T-------- ¦ -----¬ -------------¬ ¦ --<-+ НЭ +<--+ нарушение, +<----+ ¦ L----- ¦ изъятие ¦ ¦ ---------------¬ ¦ ¦ _____ О1 ¦ * --+Положительное ¦ ¦ L------------- *** ¦ ¦описание через+-¬ ¦ -----------¬ ** ** ¦ ¦ О2 ¦ ¦ ¦ ¦ Описание ¦ нет *Есть ли* да ¦ L--------------- ¦ ¦ ¦ через ¦<-----------*О2 с ____* -->¦ ---------------¬ ¦ ¦ ¦ _____ О1 ¦ * ___ О1* L-+Отрицательное +-+ ¦ L----T------ ** ? ** ¦ сравнение ¦ ¦ ¦ ¦ * L--------------- ¦ ¦ ¦ ¦ L-------+------------------------T---------------------------- ------+------¬ ¦ Композиция ¦ L-----T------- -------------+------------¬ ¦ Ритмическая организация ¦ L------------T------------- -----+----¬ ¦ Загадка ¦ рис. 2 L---------- *) Виды анализа объекта загадки О1: - элементный; - структурный; - функциональный; - параметрический; - генетический;
Все виды анализа рекомендуется вести параллельно, выделяя: - элементы, из которых построен объект загадки; - связи между элементами объекта и связи с надсистемой; - функции самого объекта и его элементов; - параметры элементов, связей и функций; - развитие объекта или его элементов во времени.
Рассмотреть возможность нарушения, изъятия какого-либо объекта анализа (исчезновение элемента объекта загадки, исчезновение связи между элементами, нарушение функциониро- вания элемента, нарушение параметра, нарушение хода разви- тия). Естественно, что это приведет к какому-то нежелатель- ному эффекту (НЭ). Список НЭ даст композицию, а ритмическая организация списка даст искомую загадку. Загадка может создаваться по линии выбора объекта О", у которого могут буть сходными с О1 элементы, структура, функ- ции, параметры, генезис. Если такого О2 нет , то описание идет через элементы (структуру и т.д.) О1. Если такой О2 есть, то через его элементы (структуру и т.д.) при положи- тельном описании, и через отрицательное сравнение.
Пример создания загадки по алгоритму.
------------¬ ------------¬ -----------¬ ¦ Человек ¦ ¦ Пишущая ¦ ¦ Лист ¦ ¦ +------¬ ¦ машинка ¦ ----+ бумаги ¦ L------------ ¦ L-----T------ ФА ¦ L----------- ЭА --------------¦----T--------+-------T----¦--------¬ ¦ ¦ СА ¦ ---------------- ПА ¦ -----+------¬ -+----+-----¬¦ ------+-----¬ ----+------¬ ¦ Клавиши ¦ ¦ Человек- +----+ Бъёт ¦ ¦От чистого¦ ¦ ----------+-¬ ¦ литеры ¦¦ ¦ ----------+-¬ ¦листа к на- L-+ Литеры ¦ L-T---------++¬ L-+ Печатает ¦ ¦печатанно-¦ ¦ ----------+-¬ ¦ Лист- +----+ ¦ ¦му тексту ¦ L-+ Корпус ¦ ¦ литеры ¦ L------------ L----------- ¦ ¦ L------------ L------------
Я на клавиши нажал, Только музыки не слышу. А послушный мне металл На бумаге буквы пишет.
п.7 Примеры создания загадок.
1. Объект загадки - загадка. ------------¬ ------------¬ ------------¬ ¦ Человек ¦ ¦ Загадка ¦ ¦ Знание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------ L-----T------ L------------ ¦ -----------------T---+-----------T---------------¬ ЭА ¦ СА ¦ ФА ¦ ПА ¦ ------+-----¬ ------+-----¬ ------+-----¬ ------+-----¬ ¦ Слова ¦ ¦Слова связа¦ ¦Заставляет ¦ ¦От развле- ¦ ¦-----------+¬ ¦ны в фразы ¦ ¦задуматься ¦ ¦чения до ¦ L+ Образы ¦ L-T---------+-¬ L-T---------+-¬ ¦сложного ¦ ¦ ¦ ¦Образы соз-¦ ¦ Учит ¦ ¦размышления¦ L------------ ¦дают цель- ¦ ¦ думать ¦ L------------ ¦ную картину¦ L------------ L------------ ...загадка часто похожа на стихи , ритмическая организация помогает придать загадке запоминающуюся форму.
Хоть похожа на стишок, Только действует иначе: Развлекая - учит нас, Задает уму задачу.
2. Объект загадки - яйцо. ------------¬ ¦ Яйцо ¦ ¦ ¦ L-----T------ ¦ -----------------T---+---------T---------------¬ ЭА ¦ СА ¦ ФА ¦ ПА ¦ ------+-----¬ ------+-----¬ ------+-----¬ ------+-----¬ ¦ Скорлупа ¦ ¦ Скорлупа ¦ ¦Служит едой¦ ¦ Долго хра-¦ ¦-----------+¬ ¦ Белок ¦ ¦ ¦ ¦нится в хо-¦ L+ Белок ¦ ¦ Желток ¦ L-T---------+-¬ LT-лоде-----+¬ ¦-----------+¬ ¦ ----------+-¬ ¦ Дает ¦ ¦Не хранится¦ L+ Желток ¦ L-+ Цыпленок ¦ ¦ Цыпленка ¦ ¦в тепле ¦ ¦-----------+¬ ¦ ¦ L------------ L------------ L+ Цыпленок ¦ L------------ ¦ ¦ L------------
Скорлупа похожа на белую стенку, белок - на кисель, желток - на солнце
Если в холоде держать, Может целый год лежать. А положите в тепло,- неожиданно разбиться, И на ножках убежать.
Если в холоде держать, Может целый год лежать. А в тепле , то будет риск, Что услышим скоро писк.
Желтый шар похож на солнце, Вокруг кисель, есть белая стена, И нет ни одного оконца.
3. Объект загадки - паутина. ------------¬ ------------¬ ------------¬ ------------¬ ¦ Паук ¦ ¦ Муха ¦ ¦ Паутина ¦ ¦Кусты,ветки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦трава ¦ L------------ L------------ L-----T------ L------------ ¦ ----------------T-------------T-+------------¬ ЭА ¦ СА ¦ ФА ¦ ПА ¦ -----+------¬ ------+-----¬ -----+------¬ -----+------¬ ¦ нити ¦ ¦ сеть из ¦ ¦ ловит мух ¦ ¦нити тонкие¦ ¦ ¦ ¦ нитей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------ L------------ L------------ LT----------+¬ ¦сеть ¦ ¦ ажурная ¦ L------------
Нити похожи на леску для ловли рыбы, на волосы. Сеть похожа на кружева, на антенну радиолакатора, на невод, на висячий мост , на сетку-авоську.
По действию есть сходство с ловлей рыбы, с подстраховкой акробата с помощью сетки.
Между ветками, кустами Лесной строитель вяжет мост ... И для мухи-пешехода На том мосту - прощай, свобода!
Я не вратарь , поэтому люблю, Когда жужжащий "мяч" В сетку влетает мою.
Кто повесил эти сетки, Расчертив траву на клетки ? В них pыбки попадаются, Жужжат и тpепыхаются.
Что за стpанный pыбачок Влесных кустах забыл сачок ? Как pыбки попадутся, То жужжат и pвутся.
Про лесного жителя Спросим у ребят: С сеткой кто работает, Словно акробат ?
4. Объект загадки - иголка. ------------¬ ------------¬ ------------¬ ------------¬ ¦ Рука ¦ ¦ Иголка ¦ ¦ Нить ¦ ¦ Ткань ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------ L-----T------ L------------ L------------ ---------------+-----T---------------¬ ЭА ¦ ФА ¦ ¦ ПА ------+-----¬ ------+-----¬ ----+-------¬ ¦ Острие ¦ ¦протаскива-¦ ¦ Блестит ¦ ¦-----------+¬ ¦ ет нить ¦ ¦ ¦ L¦ Стержень ¦ L------------ L------------ ¦ ----------+-¬ L-¦ Ушко ¦ ¦ ¦ L------------ Игла, протаскивая нить, оставляет след. Игла похожа на рыбу.
Вот так рыбка, чудо-рыбка, Хвост из нитки тянет. То нырнет, то вновь блеснет На волнах из ткани.
5. Объект загадки - снегирь. ------------¬ ------------¬ ------------¬ ¦ Ветка ¦ ¦ Снегирь ¦ ¦ Мороз,зима¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------ L-----T------ L------------ ------------------------+------------------------¬ ЭА ¦ СА ФА ПА ¦ -----+------¬ ------------¬ ------------¬ ------+-----¬ ¦ Клюв ¦ ¦ Птица ¦ ¦ Летает ¦ ¦Красная ¦ ¦-----------+¬ ¦ ¦ ¦------------¬ ¦ грудка ¦ L¦ Тело ¦ L------------ L¦ Свистит ¦ L------------ ¦-----------+¬ ¦ ¦ L¦ Хвост ¦ L------------ ¦-----------+¬ L¦ Лапки ¦ ¦ ¦ L------------ Снегирь похож на яблоко, на красный сигнал светофора, на воздушный шарик.
Может быть, я прав, Возможно, это шутка: У птицы на морозе Раскраснелась грудка.
В зимний сад нельзя войти. Почему ? Готов ответ: Светофор живой на ветке Не дает зеленый свет.
6. Объект загадки - утюг. ------------¬ ------------¬ ------------¬ ------------¬ ¦ Рука ¦ ¦ Шнур ¦ ¦ Утюг ¦ ¦ Ткань ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------ L------------ L-----T------ L------------ ---------------T--------------+--------------¬ ЭА ¦ ФА ¦ ПА ¦ ГА ¦ ------+-----¬ ------+-----¬ ------+-----¬ ------+-----¬ ¦ Пятка ¦ ¦ Гладит ¦ ¦ Горячий ¦ ¦От нагрева ¦ ¦-----------+¬ ¦ ткань ¦ ¦ ¦ ¦углями до ¦ L¦ Подошва ¦ L------------ L------------ ¦электричес-¦ ¦-----------+¬ ¦кого нагрева L¦ Острый нос¦ L------------ ¦-----------+¬ L¦ Ручка ¦ ¦ ¦ L------------ Утюг похож на пароход, на чайник (такая же ручка).
Электрический пароход, ТО назад плывет, то вперед. Были волны, - и нет. Остается за мной гладкий след.
Я похож на пароход, И на чайник тоже. А горячий мой живот Гладить ткань поможет.
7. Объект загадки - петух. ------------¬ ------------¬ ------------¬ ¦ Куры ¦ ¦ Двор ¦ ¦ Петух ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------ L------------ L----T------- ¦ ---------------T-------------T---------+--¬ ЭА ¦ СА ¦ ФА ¦ ПА ¦ ------+-----¬ ------+-----¬ ------+-----¬ -----+------¬ ¦Голова с ¦ ¦ Птица ¦ ¦Поет по ут-¦ ¦Яркий хвост¦ ¦ гребнем ¦ ¦ ¦ ¦рам и вечерам¦-----------+¬ L-----------+¬ L------------ L------------ L+ Красный ¦ ¦ Тело ¦ ¦ гребень ¦ ¦ ----------+-¬ L------------ L-¦ Хвост ¦ ¦-----------+¬ L¦ Ноги со ¦ ¦ шпорами ¦ L------------ Петух похож на будильник (по своей функции), по "одеянию" - на клоуна, хвост похож на веер.
Яркий веер за спиной. Угадайте, кто такой ?
Был сначала желтенький комочек. А сейчас на нем узор из полос и точек.
Был белый - молчун. Потом желтый - пискун. Теперь разноцветный - певун.
Ваш будильник просто ходит, Будит по утру. Наш будильник очень важно Ходит по двору.
Я с гребешком, хотя не парикмахер. Со шпорами, хоть не кавалерист. В одежде яркой, хоть я и не клоун. Хоть не певец, но очень голосист.
|