(О ПРОЦЕССАХ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ)
Карл Дункер
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б.
Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 258-268.
"Проблема" возникает, например, тогда,
когда у живого существа есть какая-либо цель и оно "не знает",
как эту
цель достигнуть. Мышление выступает на сцену во всех тех случаях, когда
переход
от данного состояния к желаемому нельзя осуществить путем
непосредственного
дейс
...
Читать дальше »
|
СПИСОК
КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО А.Ф.ОСБОРНУ
1. Какое новое применение
техническому объекту Вы можете предложить?
Возможны ли новые способы применения?
Как модифицировать известные способы применения?
2. Возможно ли решение
изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения?
Что напоминает Вам данный технический объект?
Вызывает ли аналогия новую идею?
Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно
использовать?
Что можно копировать?
Какой технический объект нужно опережать?
3. Какие модификации технического
объекта возможны?
Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота?
Какие изменения, назначения, функции, цвета, движения, запаха, формы,
очертаний
возможны?
Другие возможные
...
Читать дальше »
|
(начало) М. Вертгеймер в беседах с А.
Эйнштейном проинтерпретировал открытия великого физика, используя
принятые
гештальтизмом воззрения на реорганизацию, перецентрировку и другие
трансформации
структур индивидуального сознания [37]. Однако сколько-нибудь
убедительно
объяснить средствами гештальтпсихологии происхождение и построение
теории
относительности (соотнести изображенный им творческий процесс с
творческим
продуктом) Вертгеймер не смог.
Творческая активность
субъекта скрыта за возникновением новых идей не только в физике, но и в
психологии. Между тем, ни Вертгеймер в своих работах по продуктивному
мышлению,
ни другие представители его школы не претендовали на то, чтобы
использовать
введенные ими термины (инсайт, фигура и ф
...
Читать дальше »
|
Ярошевский
М.Г.,
Термин «творчество»
указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые
из
фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве
отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же
неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную
природу. Горная
вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или
геологического труда.
Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей
степени
становятся предметом психологии, чем сама эта вершина.
Научно-психологическому
анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия,
мотивы,
межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит
средствами
искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей
...
Читать дальше »
|
Бехтерева Наталья Павловна
В
человеческом мышлении и в его
аналогах у животных, особенно у последних, легко завоевывают себе место
стереотипы. Да и жить они существенно помогают: не надо каждый раз
заново решать
стандартные задачи. Стереотипное мышление - базис для нестереотипного,
как бы
высвобождение для него пространства и времени. Но если стереотипное
мышление -
уже решенная мыслительная операция, нестереотипное - решение по большему
или
меньшему количеству известных опорных данных, то что такое внезапное
понимание,
озарение - творчество?
Внезапное понимание и озарение все же
предполагают знание, может быть, не всегда полностью осознаваемое. А как
мозг
помогает,
...
Читать дальше »
|
СОЛСО Р.Л.
Один
человек, фигура не менее важная, чем Платон,
считал, что слова творческих поэтов есть продукт Божественного
вдохновения; как
он писал в III, от Ионы:
"И потому Бог отбирает у этих людей разум и использует их, чтобы они
служили
ему... чтобы мы, кто слышит их, могли знать, что это не они произносят
слова
эти... но что это сам Господь говорит... через них."
Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот
степень
творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей,
как Пабло
Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас
Джефферсон не
только есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо
известно.
Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в
неизвестности.
Мы будем опираться н
...
Читать дальше »
|
Если
творчество зависит от культуры и образования
человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как
определить
творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их
набирать
больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать
головоломки или
зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, -
но трудно
доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно
выбранного
человека можно получить таких как Де Квинси, Ван Гог, Логфелло,
Эйнштейн,
Павлов, Пикассо, Дикинсон или Фрейд.
Гайес (Hayes, 1978) полагал, что творчество можно расширить следующими
средствами:
Развитие
базы знаний.
Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает
творческой
личности больший запас информации, из которой вырабатывается ее талант.
В
...
Читать дальше »
|
Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901. С. 132-140.
Воображение, так часто называемое "прихотливою способностью", может ли быть подчинено какому-нибудь закону? Вопрос, поставленный таким образом, очень прост, и его нужно сделать более точным.
Как прямая причина изобретения великого или малого, воображение действует без заметного детерминизма; по этой именно причине ему и приписывают самопроизвольность; термин этот неясен, и мы пытались его выяснить. Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону; оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.
Если оставить в стороне этот момент возникновения, то сила изобретения, рассматриваемая в ее индивидуальном и видовом развитии, представляется ли подчиненной какому-либо закону? Если же этот термин кажется слишком притязательным, то можно спросить, представляет ли эта сила в своем развитии сколько-нибудь заметную правильность? Наблюдение подмечает здесь
...
Читать дальше »
|
Рибо Т. Творческое
воображение. Спб., 1901. С.11-17.
Рассматриваемое с
интеллектуальной своей стороны, то есть насколько оно заимствует свои
элементы
от познания, воображение предполагает две основные операции: одну
отрицательную
и подготовительную – диссоциацию, и другую положительную и учредительную
–
ассоциацию.
Диссоциация, это – тоже, что
отвлечение или абстракция старых психологов, очень хорошо понимавших ее
важность
для занимающего нас предмета. Во всяком случае этот термин
"диссоциация", мне
кажется, следует предпочесть, потому что он понятнее. Он обозначает
собою род, в
котором абстракция только вид. Это – операция самопроизвольная и по ее
свойству
более глубокая, потому
...
Читать дальше »
|
Рибо Т. Творческое
воображение. Спб., 1901. С. 23-39.
Влияние аффективных состояний
на работу воображения замечают все и всегда; но изучено оно было
преимущественно
моралистами, которые всего чаще порицали и осуждали его, как
неисчерпаемый
источник ошибок. Точка зрения психолога совершенно другая. Он не
стремится
разыскивать, порождают ли возбуждение и страсти вздорные поступки – что
несомненно, – но исследует, почему и как они действуют. Но аффективный
фактор не
уступает в важности никакому другому; он представляет собою такой
фермент, без
которого невозможно никакое создание. Изучим его в главных его видах,
хотя в
настоящий раз мы не могли бы исчерпать всего вопроса.
|
Один
человек, фигура не менее важная, чем Платон, считал, что слова
творческих
поэтов есть продукт Божественного вдохновения; как он писал в III, от
Ионы:
"И потому Бог отбирает у этих людей разум и использует их, чтобы они
служили
ему... чтобы мы, кто слышит их, могли знать, что это не они произносят
слова
эти... но что это сам Господь говорит... через них."
Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот
степень
творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей,
как Пабло
Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас
Джефферсон не
только есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо
известно.
Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в
неизвестности.
Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной
деятельности,
которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации.
Такое
определение не
...
Читать дальше »
|
И.Шашков,
http://kastalia.narod.ru
1.Будем понимать
"определенность", как
однозначную данность наблюдаемого взгляду наблюдателя. Неопределенность,
в свою
очередь, связывается с наличием некоторого "фона" (времени и
пространства), к
которому наблюдаемый элемент "привязывается" неоднозначно
(вероятностно).
Краевая неопределенность связана с "перестановочностью". Принцип
дополнительности: определенность целого отвечает неопределенности
составляющих
элементов (и наоборот).
2.Определенность смысла тезиса Канта,
вынесенного на
данную дискуссию, отвечает неопределенности составляющих его понятий.
При
различных "точных" определениях этих понятий мы получаем
разли
...
Читать дальше »
|
Ермакова Е. С. ,
http://www.voppsy.ru
Зарубежные психологи, исследуя
продуктивное и творческое мышление, выделяют гибкость как один из его
факторов,
а в качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой
показатель,
как целесообразное варьирование способов действий. Д. Гилфорд описывает
гибкость
как способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в
новом
качестве. В типичном тесте на гибкость испытуемому предлагается
перечислить все
возможные способы использования обычного кирпича. При этом, если
испытуемый
скажет, что "с помощью кирпича можно: придержать дверь, сделать груз для
бумаги,
заколотить гвоздь, сделать красную пудру", он получает высокий балл по
...
Читать дальше »
|
История и даже обыденный опыт дает нам множество
примеров того, что всякий
человек мыслит по-своему. У каждой личности свои мыслительные привычки,
обычные
умственные ходы, к которым она, размышляя, прибегает. И это не только
касается
отдельных людей, но и народы, государства, целые эпохи. И в каждом кругу
людей,
в каждой эпохе находятся примеры людей, которые мыслят иначе, чем
остальные,
умеют взглянуть на действительность под иным углом зрения.
Нестандартность
мышления лежит в основе почти всех изобретений, научных открытий, она во
все
времена приводила к рождению идей, двигающих человечество вперед. Но что
такое
это нестандартное мышление? Почему большая часть людей довольствуется
обычными
для своего времени и окружения решениями, а другие предлагают совершенно
новые,
необычные идеи?
Этот во
...
Читать дальше »
|
Многие
люди, в силу их традиционной системы обучения, тяготею к
аналитическому мышлению. Лишь немногие, используя латеральные приемы,
вводят в
действие креативные процедуры. Вместе с тем, почти все люди, так или
иначе,
используют в своей практической деятельности интуицию и рефлексию.
Креативное
мышление сдерживается самими субъектами деятельности:
люди сами ставят себе мыслительные барьеры (стараются все делать с
опорой на сознание);
многие искренне уверуют в том, что всегда есть только одно
правильное решение (отсюда они тяготеют к таким мыслительным операциям,
как
анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация);
простой люд всегда ожидает (от ученых, руководителей, властей)
конкретных «указаний», «рецептов», ответов;
если аналитическая деятельность не дает никакого шанса предложить
единственно правильное решение и человек предлагает ря
...
Читать дальше »
|
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Даданов И.Д.
Менеджерская деятельность связана с
решением самых разнообразных задач. Современный менеджер постоянно
наталкивается
на проблемы, с которыми он ранее не встречался. Чтобы справиться с ними,
менеджеру бывает недостаточно прежних знаний. Всякий раз ему требуется
что-то
новое. Для этого нужно мыслить. Мышление, как психический процесс всегда
направлено на вскрытие глубинных связей и опосредствований, коренящихся в
объективной реальности. Мышлением называют процесс отражения в сознании
человека
сущности, закономерных связей и отношений между видами и явлениями
природы и
общества.
Наблюдения показывают, что многочисленные мыслительные операции по
осуществлению основных функций менеджмента (план
...
Читать дальше »
|
( А.Б. Потапов Технология
творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод")
Можно прекрасно знать технологию
эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на
пути
свободного течения фантазии, можно научиться (на основе законов
развития,
принципов идеальности или интуиции) определять эвристически значимые
параметры
объекта поиска и устремлять, напрягая фантази
...
Читать дальше »
|
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ МЕТОДИКИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА при ЦС
ВОИР
Метод контрольных вопросов
(МКВ) - один из методов психологической активизации творческого
процесса. Цель
метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Списки
таких
вопросов предлагались многими авторами с 20-х годов.
Суть метода
Изобретатель отвечает на
вопросы, содержащиеся в списке, рассматривая свою задачу в связи с этими
вопросами. В США наибольшее распространение получил
...
Читать дальше »
|
"Хрестоматия по общей психологии.
Психология мышления"
(под
ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и
В.В.Петухова). МГУ, 1984.
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная
психология". М., 1950)
(c.255)
Используя данные самонаблюдения известных ученых
(таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), Грахам
...
Читать дальше »
|
(Проблема
способностей в учении Я. Л. Морено)
© Елена Ромек, 2001
©
Актуальные
проблемы психодрамы и социометрии, Ростов-на-Дону, 2001, с. 66-72
Вот
уже пять столетий в европейском гуманитарной
традиции не прекращаются дебаты о природе специфически человеческой
способности
к творчеству - умения создавать новые фо
...
Читать дальше »
|
Аркадьев М.
Il est essentiel au
temps de se
faire et de n'etre pas, de n'etre jamais completement constitue.
Merleau-Ponty M.,
Phenomenologie de la perception. Paris: Gallimard, 1945. P. 474.
Сущностное свойство времени -
творить себя и не быть, никогда не быть вполне конституированным.
Мерло-Понти
...
Читать дальше »
|
Инновационная война как способ оптимизации
эволюции логико - математических
систем.
Петросян В. К.
В настоящей статье в общем виде рассматривается
принципиально новая технология массового познания и творчества,
способная (при
ее адекватном систематическом использовании) многократно ускорить
решение
наиболее фундаментальных научных, технических и общесоциальных проблем,
стоящих
перед человеческим сообществом на рубеже тысячелетий.
Речь идет об особом механизме организации
массового гносеологического процесса в наиболее сложных
междисциплинарных
предметных областях,
...
Читать дальше »
|
(начало) Возникавшие бесчисленное количество раз
динамические структуры закрепились механизмами эволюционного процесса,
превратившись таким путем из динамических в статические, воплотившись в
определенном морфологическом субстрате. В ходе эволюции сохранялась и
совершенствовалась и деятельность гибких звеньев мозговых систем. Это
совершенствование протекала по принципу возникновения порядка из хаоса,
точнее
по принципу возникновения все более детерминированного, упорядоченного
хаоса.
Мозг, его гибкие элементы, по-видимому, все больше избавлялись от
лишних,
неиспользуемых степеней свободы, что ограничивало диапазон активности
гибких
систем, ставя эту активность в определенные рамки и совершенствуя
возможности
реализации активности этих систем. Следует в связи с этим подчеркнуть
еще раз
абсолютную неправомерность аналогий между набором нез
...
Читать дальше »
|
В последние
десятилетия широкое применение в
научном познании получили весьма общие междисциплинарные концепции и
методы
исследования, которые дают возможность отобразить закономерности,
свойственные
широкому классу взаимосвязанных явлений и процессов. К ним относятся в
первую
очередь системный метод и многочисленные его приложения, в том числе и
кибернетика, как общая теория управления в технических, живых и
социально-экономических системах. Использование идей и приемов
исследования,
разработанных в теории систем и кибернетике, позволило по-новому
взглянуть на
многие механизмы функционирования и развития живых систем. Достаточно
отметить,
что на этой основе удалось понять и объяснить многие особенности
регуляции
жизнедеятельности, в частности механизмы гомеостаза, а также
расшифровать
структуру генетического кода.
...
Читать дальше »
|
1. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО АКТА
Любое творчество
начинается с постановки проблемы, задачи, подлежащей разрешению.
Проблема может
быть порождена и ходом саморазвития науки, и потребностями
совершенствования
технологии, и эволюцией искусства, испытывающего на себе влияние
общественного
развития в целом. Логика возникновения задачи, требующей творческого
предвидения, может быть вполне осознаваемой, но иногда само обнаружение
проблемы
является подлинным открытием и зависит от степени одаренности
первооткрывателя.
Об этом прекрасно сказал Шопенгауэр: талант попадает в цель, в которую
никто
попасть не может; гений попадает в цель, к
...
Читать дальше »
|
ЗАХАРОВ А.Н.
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ЗАГАДОК
ЛЕНИНГРАД 1990 Г.
n1. Загадки в нашей жизни. Роль загадок в занятиях с детьми.
Загадки любят все. Особенно , конечно, дети. Прежде всего, любят загадывать. Причина - интересно поставить " в тупик" товарища, а нередко - и взрослого. Детям просто нео- бычно видеть, что родитель или воспитатель что-то не знает ! "Как же это ? Папа не знает !". Восторг пополам с некоторым страхом и изумлением ... "Не знает !". И блестят хитрые гла- за - вот она, откадка, такая простая ... Любят отгадывать. Может быть, дети где-то чувстуют, что отгадывание загадок - это суть жизни человека. Сначала игра, потом жизнь. А об успехе загадок говорит игра "Что? Где? Когда?", обоюдные каверзы студентов в КВН'е, родившееся на наших гла- зах капитал-шоу "Поле-чудес", всевозможные конкурсы и викто- рины. Чуть не забыл детективный жанр. Там-то сплошь загадки. Естественно, что загадки
...
Читать дальше »
|
КОЗЛОВСКИЙ С.В.
БОРЬБА С ВНУТРЕННИМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ ЗА ВЫСОКУЮ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
1. Введение
Цель этой работы - дать творческой
личности средства в
борьбе с внутренними и некоторыми внешними обстоятельствами за высокую и
длительную работоспособность, дать рекомендации преподавателям по теме
"Система
Любищева".
В данной работе изложены вкратце
итоги почти десятилетних
экспериментов по повышению работоспособности. Эксперименты проводились
автором
преимущественно на себе, поэтому результаты требуют широкой проверки и
обсуждения, а также большой осторожности при применении.
...
Читать дальше »
|
Изобретать - это так просто! (полезные
советы)
Иногда у человека возникает вполне
естественное желание: а как бы мне прославиться, завоевать почет и
уважение
коллектива?
Он мучительно ищет способы,
перебирает свои возможности, пока в один прекрасный день его прошибает:
надо
просто изобрести что-нибудь эдакое, и все в порядке!
Итак цель выбрана, заминка лишь за
малым: что бы такое изобрести? Здесь вам могут помочь несколько полезных
советов, которые я предлагаю вашему вниманию.
Совет первый: НЕ НУЖНО НИЧЕГО
ИЗОБРЕТАТЬ!
В самом деле, а зачем ломать голову,
пытаясь что-то придумать. Сделайте проще: внимательно посмотрите вокруг
с
...
Читать дальше »
|
автор Мастер-тренер NLP Р.Дилтс
(с)1999, перевод Вячеслав Войтович
Одна из важных вещей и
часто непонятных (и соответственно спорных) принципов НЛП есть позитивное
намерение. Принцип состоит из того, что на каком-то уровне любое
поведение
имеет (или когда-то имело) "позитивное намерение". Другими словами,
любое
поведение служит (или служило) "позитивной цели".
Позитивное намерение
"агрессивного" поведения, для примера, часто защита. Позитивное
намерение или
цель "страха" обычно - желание безопасности. Позитивной целью "гнева"
может быть
установка (сохранение) границ. "Ненависть" может иметь как позитивную
цель
мотивацию ч
...
Читать дальше »
|
Крамольные идеи, изложенные в этой
статье, - они и есть крамольные,
но других пока нет и,
может быть, не будет.
А впрочем... Все бывает.
Н. П. Бехтерева
ХХ век оказался веком
взаимообогащающих изобретений и открытий в самых разных областях.
Современный
человек прошел путь от букваря до Интернета, но тем не менее не
справляется с
организацией сбалансированного мира. Его "биологическое" во многих
уголках мира,
да иногда и глобально торжествует над разумом и реализуется агрессией,
такой
выгодной в малых дозах, как активатор возможностей мозга, такой
разрушительной в
больших. Век научно-технического прогресса и век кровавый... Мне
кажется, что
ключ перехода от века кровавого к эпохе (веку?) процветания спрятан под
несколькими механическими защитами и оболочками, на поверхности и в
глубине
мозга человека...
...
Читать дальше »
| |