Один
человек, фигура не менее важная, чем Платон, считал, что слова
творческих
поэтов есть продукт Божественного вдохновения; как он писал в III, от
Ионы:
"И потому Бог отбирает у этих людей разум и использует их, чтобы они
служили
ему... чтобы мы, кто слышит их, могли знать, что это не они произносят
слова
эти... но что это сам Господь говорит... через них."
Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот
степень
творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей,
как Пабло
Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас
Джефферсон не
только есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо
известно.
Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в
неизвестности.
Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной
деятельности,
которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации.
Такое
определение не
...
Читать дальше »
|
И.Шашков,
http://kastalia.narod.ru
1.Будем понимать
"определенность", как
однозначную данность наблюдаемого взгляду наблюдателя. Неопределенность,
в свою
очередь, связывается с наличием некоторого "фона" (времени и
пространства), к
которому наблюдаемый элемент "привязывается" неоднозначно
(вероятностно).
Краевая неопределенность связана с "перестановочностью". Принцип
дополнительности: определенность целого отвечает неопределенности
составляющих
элементов (и наоборот).
2.Определенность смысла тезиса Канта,
вынесенного на
данную дискуссию, отвечает неопределенности составляющих его понятий.
При
различных "точных" определениях этих понятий мы получаем
разли
...
Читать дальше »
|
Ермакова Е. С. ,
http://www.voppsy.ru
Зарубежные психологи, исследуя
продуктивное и творческое мышление, выделяют гибкость как один из его
факторов,
а в качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой
показатель,
как целесообразное варьирование способов действий. Д. Гилфорд описывает
гибкость
как способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в
новом
качестве. В типичном тесте на гибкость испытуемому предлагается
перечислить все
возможные способы использования обычного кирпича. При этом, если
испытуемый
скажет, что "с помощью кирпича можно: придержать дверь, сделать груз для
бумаги,
заколотить гвоздь, сделать красную пудру", он получает высокий балл по
...
Читать дальше »
|
История и даже обыденный опыт дает нам множество
примеров того, что всякий
человек мыслит по-своему. У каждой личности свои мыслительные привычки,
обычные
умственные ходы, к которым она, размышляя, прибегает. И это не только
касается
отдельных людей, но и народы, государства, целые эпохи. И в каждом кругу
людей,
в каждой эпохе находятся примеры людей, которые мыслят иначе, чем
остальные,
умеют взглянуть на действительность под иным углом зрения.
Нестандартность
мышления лежит в основе почти всех изобретений, научных открытий, она во
все
времена приводила к рождению идей, двигающих человечество вперед. Но что
такое
это нестандартное мышление? Почему большая часть людей довольствуется
обычными
для своего времени и окружения решениями, а другие предлагают совершенно
новые,
необычные идеи?
Этот во
...
Читать дальше »
|
Многие
люди, в силу их традиционной системы обучения, тяготею к
аналитическому мышлению. Лишь немногие, используя латеральные приемы,
вводят в
действие креативные процедуры. Вместе с тем, почти все люди, так или
иначе,
используют в своей практической деятельности интуицию и рефлексию.
Креативное
мышление сдерживается самими субъектами деятельности:
люди сами ставят себе мыслительные барьеры (стараются все делать с
опорой на сознание);
многие искренне уверуют в том, что всегда есть только одно
правильное решение (отсюда они тяготеют к таким мыслительным операциям,
как
анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация);
простой люд всегда ожидает (от ученых, руководителей, властей)
конкретных «указаний», «рецептов», ответов;
если аналитическая деятельность не дает никакого шанса предложить
единственно правильное решение и человек предлагает ря
...
Читать дальше »
|
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Даданов И.Д.
Менеджерская деятельность связана с
решением самых разнообразных задач. Современный менеджер постоянно
наталкивается
на проблемы, с которыми он ранее не встречался. Чтобы справиться с ними,
менеджеру бывает недостаточно прежних знаний. Всякий раз ему требуется
что-то
новое. Для этого нужно мыслить. Мышление, как психический процесс всегда
направлено на вскрытие глубинных связей и опосредствований, коренящихся в
объективной реальности. Мышлением называют процесс отражения в сознании
человека
сущности, закономерных связей и отношений между видами и явлениями
природы и
общества.
Наблюдения показывают, что многочисленные мыслительные операции по
осуществлению основных функций менеджмента (план
...
Читать дальше »
|
( А.Б. Потапов Технология
творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод")
Можно прекрасно знать технологию
эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на
пути
свободного течения фантазии, можно научиться (на основе законов
развития,
принципов идеальности или интуиции) определять эвристически значимые
параметры
объекта поиска и устремлять, напрягая фантази
...
Читать дальше »
|
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ МЕТОДИКИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА при ЦС
ВОИР
Метод контрольных вопросов
(МКВ) - один из методов психологической активизации творческого
процесса. Цель
метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Списки
таких
вопросов предлагались многими авторами с 20-х годов.
Суть метода
Изобретатель отвечает на
вопросы, содержащиеся в списке, рассматривая свою задачу в связи с этими
вопросами. В США наибольшее распространение получил
...
Читать дальше »
|
"Хрестоматия по общей психологии.
Психология мышления"
(под
ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и
В.В.Петухова). МГУ, 1984.
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная
психология". М., 1950)
(c.255)
Используя данные самонаблюдения известных ученых
(таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), Грахам
...
Читать дальше »
|
(Проблема
способностей в учении Я. Л. Морено)
© Елена Ромек, 2001
©
Актуальные
проблемы психодрамы и социометрии, Ростов-на-Дону, 2001, с. 66-72
Вот
уже пять столетий в европейском гуманитарной
традиции не прекращаются дебаты о природе специфически человеческой
способности
к творчеству - умения создавать новые фо
...
Читать дальше »
| |